АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ИМ. В.И. САФОНОВА Г. Малер – Симфония № 1, до-мажор «Титан»


Информационные партнеры

Г. Малер – Симфония № 1, до-мажор «Титан»

Дирижёр – Лауреат международных конкурсов

Пётр Никифоров (Швейцария)


Симфония № 1 «Титан», ре мажор (1884—1888)

Первое исполнение — 20 ноября 1889 г. в Будапеште под упр. автора

В марте 1888 г. Малер сообщил другу: „Моя вещь готова!.. Это так необычно — будто из меня излился горный поток! Словно от сильного удара раскрылись все шлюзы!.." Речь шла о Первой симфонии. Композитор снял первоначальное название «Титан», но рассказывал, что стремился показать в симфонии героического, полного сил человека, его жизнь, страдания, борьбу. Действительно, музыка очень ярко рисует этого „героя».

… В I части он — на пороге жизни — наивный, простодушный, доверчивый. Юношеский задор, радостное жизневосприятие — и композитор использует здесь светлую и радостную песню „Солнце встало над землей" из вокального цикла „Песни странствующего подмастерья". Затем настроение меняется —появляются тревожные интонации, возникают первые сомнения: „А так ли прекрасен этот мир?" 

…II часть рисует жанрово-бытовые сцены, будто показывает следующую ступень знакомства героя с окружающим миром: от природы - к людям: лесные зовы, птичьи переклички, фанфары и повторение Песни - ликующий апофеоз! .. …В III части происходит столкновение с подлинным, сбросившим лицемерные маски, бесчеловечным миром. Сам композитор определил эту часть «трагической иронией» - «Траурный марш в манере Калло». Эта музыка возникла под впечатлением лубочной картинки, на которой звери хоронят охотника. Медленно движется скорбное шествие, но это всего лишь лицемерный маскарад... Начало - тема траурного марша (минорный вариант шуточного канона «Братец Мартин»). Но вырываются циничные тайные мысли: «цыганские» и «еврейские» мотивы преувеличенно экспрессивны; они перебивая друг друга, наслаиваются один на другой... Средний раздел—печальный, задумчивый, (вновь цитата из „Песен странствующего подмастерья»).

….IVчасть по выражению композитора: «Это просто крик раненного в самую глубину сердца…». Начало обрушивается, повергая в пучину отчаяния, боли, безысходности. Другой мотив носит мужественный, волевой характер: герой обретает новые черты. На протяжении всего гигантского финала интенсивное драматическое развитие прерывается лишь появлением чарующе-проникновенной мелодии, - символа светлого идеала, во имя которого ведется отчаянная борьба. Кода - ликующий марш, славящий завоеванную в жестокой борьбе победу героя.

 


Расписание

22 июля 2017 в 16:00

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика